Будущее премиального сегмента

Рубрика: Канцелярский рынок

9 Feb 2011

Коллекция Caran d'Ache 1010 DiamondsТак уж получилось, что на протяжении всего ХХ века в России порицались материальные ценности и стремления к финансово благополучной жизни. В результате, наша страна 70 лет находилась в антирыночном вакууме за «железном занавесом». Только с наступлением 90-х начали развиваться рыночные отношения, которые и сейчас еще далеко не всегда можно назвать полноценным. Но именно в это время в стране заметно вырос спрос на товары премиального сегмента.

Индустрия офисных товаров не стала исключением продажи дорогих бизнес-аксессуаров и качественной канцелярской продукции благополучно развивалась вплоть до 2008 года, когда премиальному рынку пришлось пройти проверку на прочность: денежный водопад, который бурлил до мирового финансового кризиса иссяк. Как результат — многие компании, занимающиеся производством и продажей продуктов премиум-класса столкнулись с падением спроса на свои товары и были вынуждены сокращать объемы. Как сейчас развиваются события на этом рынке и какие можно делать прогнозы на будущее премиального сегмента — эти вопросы сегодня волнуют многих игроков рынка.

«Премиум» в офисной индустрии

Товар класса премиум — понятие столь же устойчивое, сколь и расплывчатое. Когда дело касается индустрии канцелярских и офисных товаров. Казалось бы, все понятно: премиум — это товар для людей с высоким достатком. Но так ли это на самом деле? Дело в том, что на рынке B2B действуют несколько иные правила, и даже бумага класса В становится товаром премиальной категории. Итак, говоря о премиум B2B, мы выделяем продукцию, обладающую дополнительными качественными свойствами, и прежде всего — имиджевой составляющей — легенды бренда, его истории. Именно она позволит назначить повышенную стоимость по сравнению с аналогами. Впрочем, занимаясь реализацией дорогой кожгалантереи, пишущих инструментов таких марок как Waterman, Parker, MontbLanc или ноутбуков Sony и AppLe, вы должны также осознавать значимость таких моментов, как красивая упаковка, дизайн и, конечно же, безупречное качество товара.

Стоит отметить, что обычному потребителю-непрофессионалу достаточно сложно опознать в товарах B2B премиальность. И правда, многие ли потребители смогут отличить, например, пластиковую папку ТМ RexeL от китайской пластиковой папки «по пате» или бумагу класса В и от бумаги класса С? Вряд ли. И только удачная маркетинговая политика производителя способны заставить покупателя сделать выбор в пользу более дорогой продукции. Географическая справка Подавляющее большинство крупных канцелярских компаний в своем ассортименте имеют торговые марки, закупаемые за рубежом и в России, а также собственные торговые марки. При этом в сегментах офисных канцтоваров и деловой галантереи за премиальной продукцией наблюдается безоговорочный приоритет зарубежных вендоров. И это понятно. Известные бренды — те же Cross, Parker, Waterman — очень популярны в нашей стране, они успели заработать свой репутационный капитал и доверие у состоятельных гтокупателей. Ни азиатские, ни российские производители отнять их долю рынка пока не в состоянии.

Надеясь заслужить лояльность потребителя, российские производители не «сражаются с мельницами», то есть не предпринимают попыток изменить отношение покупателя к отечественному бренду. Наоборот, они талантливо подыгрывают публике, все чаще позиционируя свои марки как иностранные. Азиатские же производители, активно стремящиеся некогда занять нишу брендированных канцелярских товаров, сегодня, похоже, на эту идею махнули рукой. Оказалось гораздо более прибыльным принимать заказы на производство чужих торговых марок. Так, например, немецкие карандаши FaberCastell выпускаются в Малайзии, а шведская компания Rapid изготавливает свои дыроколы в Китае. Страдает ли имидж премиальных товаров от такого «невинного » обмана покупателей, пребывающих в уверенности, что если бренд немецкий, то продукт сделан именно в Германии, а не где-то еще? Пожалуй, риски потери доверия могут быть только у продукции класса Luxury, который является верхушкой сегмента «премиум». Ведь VIP-покупатель особенно привередлив и не позволит обмануть себя дважды. В остальных случаях — вряд ли бренд утратит доверие потребителя, главное, чтобы владелец марки следил за качеством товара.

«Вымывание» премиума

Мировой финансовый кризис 2008—2009 годов оказал огромное влияние на состояние премиального сегмента, поэтому об этом стоит поговорить подробнее. По данным исследовательского агентства Интегрум за эти два года количество миллиардеров в России сократилось с 87 до 32 человек, а миллионеров — до 97 тыс. человек, что оказалось на 29% меньше относительно начала кризиса. Средний класс тоже ощутимо «просел» И для премиального рынка настали черные дни: продажи товаров VIP упали более чем на 50%. Все новые разработки, которые только-только начали развиваться — сошли на «нет». Изменение структуры потребления особенно ярко проявилось в регионах. В ценовую войну вынуждены были ввязаться все производители, многие из них стали предлагать премиальный товар по «бросовым» ценам, чем скомпрометировали бренды и не смогли удержать высокую маржинальность. Сохранить свое «лицо» удалось компаниям, которые не отказались от премиального товара, но ввели в ассортиментный ряд более дешевые позиции. Подобный ход принято называть «покровительство одного бренда другому» и именно он защитил рынок от полной стагнации премиального сегмента.

Интересно, что падение продаж престижных товаров произошло не только от того, что стало меньше представителей зажиточного класса. Дело в том, что до кризиса львиная доля статусных товаров приобреталась, как стало известно, при помощи кредитного финансирования. Источник сей быстро иссяк, обнаружив зыбкость потребительской способности большинства «богатых» людей.

Падение спроса на премиум-продукцию на рынке корпоративных продаж произошло по несколько отличному пути. На фоне массового сокращения производств, увольнений и сведения к минимуму маркетингового бюджета, стагнация продаж многих офисных премиальных товаров была вполне предсказуема. Значительным было падение сегмента сувенирной продукции, наблюдалось падение спроса на дорогую технику для офиса (шредеры, резаки и т.п.), на дорогие, особенно цветные, МФУ. Во многих категориях товаров произошло смещение спроса на товары категории «no name». Но были и исключения. Например, оптимистичные результаты демонстрировали некоторые компании IT-отрасли, сделавшие ставку на инновации.

Все хорошее когда-нибудь... начинается

В 2010 году рынок офисных товаров медленно, но верно начал восстанавливать утраченные позиции — в этом мнения аналитиков сходятся. И хотя выход на докризисный уровень, по их оценкам, займет не меньше двух лет, перспективы развития достаточно прозрачны.

А вот мнения участников рынка о том, когда премиальный сегмент может вернуться на докризисный уровень, расходятся. Ведь спрос на премиальную продукцию зависит от многих факторов. Например, большое значение имеет расположение мест продаж, а также время не секрет, что в предпраздничные дни продажи сувениров резко возрастают. Впрочем, есть и вселяющие оптимизм тенденции — в период кризиса 2008-09 гг. премиальный сегмент сократился настолько, что сегодня многие продавцы говорят о том, что спрос на VIP-продукцию стал значительно опережать предложение. Дело в том, что с учетом кризиса изменилась схема реализации премиальных брендов — они практически пропали с полок магазинов, не хранятся на складах, дистрибьюторы таких брендов предпочитают работать главным образом «под заказ». Возможно, возрождение премиального сегмента наступит раньше, чем все ожидают?

Подниматься непросто. И все это понимают. Психология человека устроена так, что ему наверняка потребуется время на «акклиматизацию». Покупатель вновь должен почувствовать себя уверенным и защищенным, только тогда он будет способен вернуться к уровню докризисного потребления. А на это, как говорилось выше, потребуется не меньше двух лет. Поэтому, сегодня большинство «премиальщиков » вынуждены довольствоваться только мизерным процентом покупателей, чьи привычки к «красивой» жизни оказались сильнее влияния финансового кризиса. Такой клиент ценит качество и уровень сервиса, он не принимает сиюминутных решений, он консервативен и готов переплачивать за положительные эмоции. И такой клиент будет всегда. Ведь, что бы ни происходило с мировой экономикой, «вечные ценности» неизменно востребованы.

По материалам журнала Office File. Текст – Дарья Субоч.

Поделитесь статьей!



О чем блог?

Этот блог про прикольные канцелярские и любые другие товары, которые можно использовать в офисе. В нем Вы можете найти интересные факты и рекорды, историю и примеры использования офисных штук, начиная от ручки и заканчивая видео-инструкцией по созданию офисного арбалета!

Канцтовары

Здесь будет интересно